Практическое занятие № 1 группы 32 МОЗ
преподаватель Галактионова А.Н.
ПМ 04. «Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях»
МДК 04.02. Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп
Раздел 2.6 Сестринский уход в неврологии, психиатрии и наркологии
специальность 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки, очно-заочная форма обучения на базе среднего общего образования
Тема: Сестринский уход при заболеваниях нервной системы.
Вопросы к занятию:
- Какие части имеет нервная система?
- Какие различают типы нейронов?
- Что такое рефлекс?
- Какие сегменты различают в спинном мозге?
- Какие отделы имеет головной мозг?
- В какой доле головного мозга расположен двигательный центр?
- Какие анализаторы включает нервная система?
- Как циркулирует спинномозговая жидкость?
- Как действует симпатическая нервная система?
- Что характерно для преобладания парасимпатической нервной системы?
- Перечислите особенности иннервации мускулатуры тела человека.
- Что такое центральный паралич?
- Какие симптомы характерны для периферического паралича?
- Перечислите симптомы поражения мозжечка.
- Чем проявляется экстрапирамидный симптомокомплекс?
- Какие пробы используют для определения координации движений?
- Как определяется рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы?
- Какие виды расстройств чувствительности различают?
- Что характерно для поражения глазодвигательного нерва?
- Что такое бульбарный паралич?
- Какие виды афазий вы знаете?
- Какие мероприятия необходимо предпринять при тазовых расстройствах?
- Что является особенностью головных болей при ВЧГ?
- Перечислите менингеальные симптомы
Цель:
- Изучить особенности сестринского ухода при заболеваниях нервной системы
Уметь:
- проводить оценку функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении;
- выявлять потребность в посторонней помощи и сестринском уходе;
- выявлять факторы риска падений, развития пролежней;
- проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента в динамике;
- осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств;
- определять и интерпретировать реакции пациента на прием назначенных лекарственных препаратов и процедуры ухода;
- выявлять клинические признаки и симптомы терминальных состояний болезни;
- проводить оценку интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли;
- проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача;
- собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы, лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача;
- проводить забор биологического материала пациента для лабораторных исследований по назначению лечащего врача;
- ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических
вмешательств;
- осуществлять профилактику пролежней, контактного дерматита, включая позиционирование и перемещение в постели, передвижение и транспортировку пациента с частичной или полной утратой способности самообслуживания, передвижения и общения;
- осуществлять раздачу и применение лекарственных препаратов пациенту по назначению врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов;
- проводить консультирование и обучение пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода;
- разъяснять пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролировать выполнение назначений врача;
Знать
- основы теории и практики сестринского дела, методов определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе;
- диагностических критериев факторов риска падений, развития пролежней и контактного дерматита у пациентов;
- анатомо-физиологических особенностей и показателей жизнедеятельности человека в разные возрастные периоды, правил измерения и интерпретации данных;
- технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода;
- основ клинической фармакологии, видов лекарственных форм, способов и правил введения лекарственных препаратов, инфузионных сред;
- правил и порядка подготовки пациента к медицинским вмешательствам;
- медицинских изделий (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемых для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств;
- правил ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или диагностических процедур;
- правил десмургии и транспортной иммобилизации;
- особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента;
- современных технологий медицинских услуг по гигиеническому уходу, позиционированию и перемещению в кровати пациентов, частично или полностью утративших способность к общению, передвижению и самообслуживанию;
- особенности и принципы лечебного питания пациентов в медицинской организации в зависимости от возраста и заболевания;
- методов и способов обучения пациентов (их законных представителей), лиц, осуществляющих уход, навыкам самоухода и ухода;
- физических и психологических особенностей пациентов разного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пациентов различного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- побочных эффектов, видов реакций и осложнений лекарственной терапии, мер профилактики и оказания медицинской помощи в неотложной форме;
Основная литература:
Основная:
- Бортникова, (Цыбалова) С. М. Сестринский уход в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии / С. М. Бортникова (Цыбалова), Т. В. Зубахина, А. В. Кабарухина; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов н/Д : Феникс, 2020. - 477 с.
- Сестринская помощь в неврологии : учебник для среднихмедицинскихучебныхзаведений / А. М. Спринц [и др.] ; под ред. А. М. Спринца. — СПб. : СпецЛит, 2014. — 415 с. : ил.
Дополнительная:
- Пропедевтика клинических дисциплин: / В.М. Нечаев, Т.Э. Макурина, Л.С. Фролькис. -2-е изд., перераб. и доп. – М: ГЭОТАР – Медиа,2019. 808 с. : ил.
- Сестринское дело в неврологии : учебник / под ред. С. В. Котова. — М. : ГЭОТАРМедиа, 2014. — 248 с. : ил.