Решено Сестринский уход за новорожденным

  1. 30.09.2020
  2.   Чехо Ольга Ивановна
  3. 31-М (3 курс - «Сестринское дело»)
  4. Просмотров: 3963
  5. Ответов: 0

Лекционное занятие № 1 группы 31м-32м

преподаватель Чехо О.И.

 

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах

МДК 02.02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел: Сестринский уход в педиатрии

 Тема: Сестринский уход за новорожденными

План изложения материала:  

  • Новорожденный ребенок.
  • Определение понятия «новорожденный ребенок»,
  • Морфологические и функциональные признаки доношенного ребенка.  
  • Организация этапов выхаживания и роль медицинской сестры при выхаживании недоношенного ребенка.
  • Критерии отбора для ранней выписки ребенка из роддома.  
  • Особенности сестринского ухода в условиях     стационара и  в амбулаторных условиях.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по признакам новорожденного ребенка, особенностям сестринского ухода за новорожденным.

Содержание учебного материала:

Определение понятия «доношеннй ребенок».

Морфологические и функциональные признаки доношенного ребенка..

Критерии отбора для ранней выписки ребенка из роддома.  

Проведение профилактических прививок.

Профилактика рождения недоношенных детей.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

  • Роль медицинской сестры в уходе за новорожденным ребенком.
  • Особенности сестринского наблюдения за доношенным ребенком в амбулаторных условиях.
  • Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний у недоношенных детей.
  • Роль медицинской сестры в проведении реабилитационных мероприятий.

Знать:

  • Определение понятия «доношенный ребенок».
  • Морфологические и функциональные признаки доношенного ребенка. Организация медицинской помощи:
  • Критерии отбора для ранней выписки ребенка из роддома.
  • Проведение профилактических прививок.

 

Новорожденный (neonatus) —ребенок с момента рождения до четырехнедельного возраста.

 Этот период жизни ребенка носит также название неонатального.

Доношенный новорождённый - это ребёнок, прошедший полный лунный цикл внутриутробного развития, 280 дней, родившийся в сроке гестации  38-40 недель и функционально зрелый.

Масса тела доношенного новорождённого у девочек приблизительно 3300-3400 грамм, у мальчиков -3500-3600грамм.

Средняя длина тела 50-52 сантиметра. Окружность груди у доношенного новорождённого на 1-2 сантиметра меньше окружности головы и составляет 33-34 сантиметра.

Факторы, влияющие на вес и длину тела при рождении:

  1. Питание матери.
  2. Вредные привычки родителей.
  3. Состояние здоровья матери (заболевания).
  4. Конституция родителей.

Морфологические (внешние) признаки доношенного новорождённого:

  1. Окружность головы на 1-2 см больше окружности груди.
  2. Хорошо развита подкожно-жировая клетчатка.
  3. Кожа нежная, розовая, бархатистая.
  4. Волосы на голове короткие.
  5. Пушок волосяной только на плечах.
  6. Пупочное кольцо расположено посередине расстояния между лоном и мечевидным отростком.
  7. Ушные хрящи хорошо развиты, ушные раковины правильной формы.
  8. Ногти прикрывают ногтевые ложа.
  9. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Функциональные признаки доношенного новорождённого:

  • Самостоятельно поддерживает температуру тела;
  • Выраженный сосательный рефлекс;
  • Не срыгивает;
  • Хорошая двигательная активность;
  • Устойчивый ритм дыхания и сердцебиения;
  • Хорошо выражены безусловные рефлексы: рефлекс рефлекс рефлекс Бабинского 
  • Частота дыхательных движений – 50-60 в минуту;
  • Пульс – 125 – 160 в минуту;
  • Артериальное давление – в первый день 60/33 мм рт. ст. А  к 7му дню жизни – 75/42 мм рт. ст.

По шкале Апгар ребенка оценивают через одну минуту после рождения и повторно через 5 минут, причем вторая оценка на 1-2 балла выше первой.

 Рефлексы новорожденного

Рефлекс Моро. Заключается в том, что если убрать руку, поддерживающую ребёнка, он попытается за что-нибудь ухватиться.

Рефлекс Робинсона. Проявляется в том, что ребёнок крепко хватается за пальцы взрослого, вложенные в его ладошки.

Сосательный рефлекс. Заключается в том, что малыш начинает ритмично сосать любой предмет, оказавшийся у него во рту.

Хоботковый рефлекс. Ребёнок выпячивает губы (что напоминает хоботок) в ответ на прикосновение к ним.

Поисковый рефлекс Куссмауля. В ответ на прикосновение в области угла рта ребёнок тотчас тянется губами в сторону раздражителя.

Защитный рефлекс. Заключается в том, что ребёнок, лежащий на животе, моментально поворачивает голову набок, чтобы не задохнуться.

У доношенного ребёнка на голове имеются большой и малый роднички — участки неплотного соединения костей черепа, которые по мере роста ребёнка постепенно закрываются костной тканью.

В период новорождённости чётко прослеживается становление и совершенствование органов чувств ребёнка.

У  доношенного ребёнка уже на первой неделе жизни обнаруживается выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребёнок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое, кислое или солёное (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания.

Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.).

Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорождённый живо реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и, будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения.

3рение у ребёнка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него ещё нет, а движения глазных яблок, как правило, не координированы, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие».

Мигательный рефлекс на приближение предмета к глазу не выражен. Интенсивное развитие зрения происходит на 2-м и последующих месяцах жизни ребёнка.

Слух у новорождённого снижен, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни. Это прослеживается по его поведенческим реакциям (вздрагивание, сокращение мимической мускулатуры, изменение частоты и глубины дыхательных движений).

С рождением ребёнка начинается самостоятельная функция его органов выделения.

В первые дни жизни ребёнок мочится 5—6 раз в сутки, к концу 1-й недели — значительно чаще и больше по объёму (на 8-й день жизни до 200 мл и более в сутки). В первые 2—3 дня жизни ребёнка из его кишечника выделяется первородный кал, или меконий,— густая однородная масса тёмно-зелёного цвета, состоящая из секрета пищеварительного тракта, спущенного эпителия кишечника и заглоченных околоплодных вод.

Затем по мере заселения кишечника бактериальной флорой, способствующей ферментативному перевариванию пищи, синтезу витаминов и других биологически активных веществ, меконий заменяется коричневыми, зеленовато-жёлтыми, а позднее золотисто-жёлтыми испражнениями кашицеобразной консистенции со слабокислым запахом. Частота стула новорождённого ребёнка — 4—5 раз в сутки.

Нормальное развитие функции почек и кишечника — важное условие правильного формирования жизнедеятельности многих органов и систем, поддержания необходимого постоянства внутренней среды организма, быстрой адаптации ребёнка к условиям внеутробной жизни.

 Скрининг новорождённых

– это анализ на распространенные наследственные заболевания: фенилкетонурию, муковисцидоз, галактоземию, врожденный гипотиреоз и адреногенитальный синдром.

Неонатальный скрининг – это государственная программа обследования всех новорождённых младенцев.

Ее цель - как можно раньше обнаружить некоторые серьезные генетические заболевания.

Анализ берется в роддоме на 4-е сутки у доношенных и на 7-е сутки у недоношенных младенцев. Несколько капель крови из пяточки малыша наносятся на специальную тест-полоску, которая высушивается и отправляется в лабораторию. В том случае, если роды проходили дома, анализ, как правило, проводится в детской поликлинике по месту жительства.

Критерии отбора новорожденных для ранней выписки из физиологического отделения родильного дома:

  • Неосложненное течение беременности, родов и послеродового периода у матери; рождение через естественные родовые пути.
  • Рождение от одноплодной беременности сроком 38-42 нед. с массой тела, соответствующей гестационному возрасту.
  • Нормальные физиологические показатели, в том числе частота дыхания менее 60 в минуту и температура в подмышечной впадине 36,1- 37,0*С в кровати без дополнительного подогрева.
  • Отсутствие требующих безотлагательного обследования и лечения отклонений от нормы по данным физикального обследования.
  • Нормальное мочеиспускание, дефекация не реже 1 раза в сутки.
  • Прикладывание к груди и активное сосание не менее 2 кормлений.
  • Если было произведено обрезание, отсутствие кровотечения через 2 ч после него.
  • Отсутствие желтухи в первые сутки жизни.
  • Уверенность в том, что родители смогут обеспечить уход за новорожденным и знают, как кормить, как обрабатывать пуповину, обмывать кожу, подмывать ребенка; сумеют распознать признаки неблагополучия (желтуха , отказ от еды , сонливость , лихорадка и т.д.); знают правила безопасности (необходимость иметь детское сидение в автомобиле, класть спать ребенка на спину и т. д.).
  • Доступность ухода на дому и консультации врача.
  • Полноценное лабораторное обследование матери и ребенка.

Искусственное и естественное вскармливание

 Общепринятая практика родовспомогательных учреждений - прикладывание к груди через строго определенные промежутки времени, в частности 4-часовые, ограничение времени кормления, прикладывание ребенка в течение одного кормления только к одной груди, обмывание сосков растворами антисептиков, позднее первое прикладывание к груди, докармливание смесями, введение седативных препаратов роженицам - во многом препятствует естественному вскармливанию.

Становлению лактации и успешности естественного вскармливания способствует прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения, его совместное с матерью пребывание и прикладывание к груди по требованию, медицинское просвещение будущих отцов в отношении естественного вскармливания, помощь опытного персонала.

Целесообразно при каждом кормлении поочередно прикладывать ребенка к обеим грудям по крайней мере на 5 мин. При этом ребенок получает максимальное количество молока, а мать - достаточную для становления лактации стимуляцию. Ей способствует также более частое, соответствующее потребностям ребенка и удобное для матери прикладывание к груди, спокойствие и уверенность матери в себе, ободряющая обстановка в медицинском учреждении и в семье.

Вакцинация новорождённых в родильном доме

В роддоме новорождённому малышу делают две прививки. В первые сутки жизни вводится вакцина против гепатита В. Затем, в течение последующих 3–7 дней делается прививка против туберкулеза - БЦЖ-М.

Вакцинация против гепатита В

Основные схемы вакцинации

В борьбе с вирусным гепатитом В, основная роль отводится активной специфической иммунизации - вакцинации против гепатита В, которая в России введена в Национальный календарь прививок и закреплена законодательно. Существует несколько схем вакцинации против этого вируса, состоящих из введения 3 или 4 доз прививки (по таким схемам прививают и у нас в стране).

Традиционный вариант:

В обычных условиях курс вакцинации состоит из 3 прививок (по схеме 0-1-6):

1-я прививка (первая доза вакцины) вводится, в так называемый, 0 день (первые 12 часов жизни).

2-я прививка (вторая доза вакцины) вводится через 1 месяц после первой.

3-я прививка (третья доза вакцины) вводится через 6 месяцев после первой прививки (то есть когда малышу исполняется полгода).

Для создания полноценного иммунитета следует придерживаться рекомендованных сроков введения вакцины. 

Для ускоренной защиты

Если необходимо максимально ускорить выработку защиты от вируса, используют альтернативную схему иммунизации. При этом курс вакцинации состоит из 4 прививок (по схеме 0-1-2-12):

1-я прививка (первая доза вакцины) вводится, в так называемый 0 день (в первые 12 часов жизни).

2-я прививка (вторая доза вакцины) вводится через 1 месяц после первой.

3-я прививка (третья доза вакцины) вводится через 2 месяца после первой прививки (то есть когда ребёнку исполняется 2 месяца).

4-я прививка (четвертая доза вакцины) вводится через 12 месяцев после первой прививки (то есть когда малышу исполнится 1 год).

Такая схема показана при вакцинации детей из групп риска (новорождённые от матерей-вирусоносителей, от матерей перенесших гепатит В в конце беременности, не привитые ранее дети и малыши, имевшие контакт с больными), а также в случаях, когда не вакцинированным людям требуется ускорить выработку иммунитета (например, если имело место переливание инфицированной крови)

 Уход за доношенным новорождённым в домашних условиях.

Правильно организовать режим дня – деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание. Новорождённый ребёнок большую часть суток спит, для детей первого года количество часов сна в сутки равно 22-1/2m, где m-число месяцев. После пробуждения ребёнка в грудном возрасте следует вначале покормить, затем предоставить возможность бодрствования и только после этого уложить спать до следующего кормления.

Детям делаю массаж одновременно с гимнастикой, ежедневно через 40-45 минут после приёма пищи в течение 6-12 минут. Хорошо сочетать массаж и гимнастику с воздушными и световоздушными ваннами.

Комнату предварительно проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже +20°C.

Закаливание воздухом начинается с 1х дней жизни ребёнка во время пеленания и прогулок. В помещении, где находится ребенок, следует создать оптимальные гигиенические условия: проветривать помещение не менее 4-6 раз в день по 10-15 минут, регулярно проводить влажную уборку.

Начинают проводить закаливание детей до 3 месяцев при температуре воздуха +23°C.Прогулки на открытом воздухе начинают сразу после выписки из роддома, в осеннее - зимнее время с 2-3 недельного возраста при температуре не ниже - 5°C, после 3 месяцев жизни – не ниже - 10°C.

Длительность прогулок зимой вначале составляет 15-20 минут, затем – не менее 1-1,5 часа в день. В летнее время при хорошей погоде дети должны находиться на воздухе весь день.

Гигиеническая ванна проводится до 6 месяцев ежедневно, температура воды - +37°C, длительность 5-7 минут.

Во время занятий с ребёнком 1х месяцев необходимо ласково разговаривать, петь ему, обходить вокруг кровати, стимулируя сначала сосредоточение внимания, а затем слежение за предметом и обнаружение источника звука

Контрольные вопросы:  

  1. Какие факторы риска рождения недоношенного ребенка Вы знаете?  
  2. Чем определяется степень зрелости недоношенного ребенка?  
  3. Перечислите степени недоношенности и их основные критерии.  
  4. Какие морфологические признаки недоношенного ребенка Вы знаете?  
  5. Какие проявления незрелости функциональных систем у недоношенного ребенка?  
  6. Каковы принципы вскармливания недоношенных детей?
  7. Какова цель первого этапа выхаживания недоношенных и где он проводится?  
  8. Какова цель второго этапа выхаживания и где он проводится?
  9. Какие требования к микроклимату при выхаживании недоношенных детей на втором этапе?  
  10. Каковы принципы медикаментозной терапии недоношенного ребенка?  
  11. Каковы критерии выписки домой недоношенного ребенка?  
  12. Какова индивидуальная программа реабилитации и диспансерного наблюдения за недоношенным ребенком?  
  13. В чем заключается профилактика преждевременного рождения детей?  
  14. Каков прогноз при рождении ребенка недоношенным?  
  15. Каковы особенности физического и нервно-психического развития недоношенных детей?

 

Литература:  

Учебник Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии «Феникс» 2020 стр. 30-49.  

 

Дополнительные файлы
Комментарии
Пока еще никто не добавил комментарии.